Правильная постановка ударения - достаточно важный
и сложный вопрос, чтобы посвятить этому целый отдельный
урок.
Среди нас, друзья мои, широчайше распространены
грубейшие ошибки
в этом плане. Не говоря уже о том, что ежели кому
захочется сочинять
на Q стихи, то без четкого усвоения этого урока ему и
шагу будет
не ступить. А сочинение стихов на Q - дело сложное, но
нужное,
раз уж мы решились изучать Q и познавать эльфийский
менталитет.
Да и вообще, уж говорить на Q, так говорить грамотно. В
области
ударений я не сторонник вольностей. Они выглядят
грубиянством
и некомпетентностью. И доходим мы, надо признаться, в
этой области
подчас до немыслимого апофигея.
Так вот.
В общем и целом система ударений в
эльфийском
очень близка к латыни. Можно отослать всех прямо туда, а
можно
разъяснить, что я и сделаю.
1. В двусложных словах ударение ставится
на первый
слог: lO'te", cI'rya, fAlma.
2. В словах из трех и более слогов
ударение пенультиматное
- на предпоследний слог - если в предпоследнем есть
дифтонг (angamAite"),
долгая гласная (elentA'ri) или сочетание двух и более
согласных
(IsIldur). Следует помнить, что сочетание th - это одна
согласная,
а вот x - две, [k]+[s].
3. Антепенультное - на третий с конца
слог - ударение
ставится, если в предпоследнем cлоге - краткая гласная и
этот
слог заканчивается на гласную или на одиночную
согласную: fAlmali,
O'rome", namArie". А также если предпоследняя гласная -
-u-, если
я правильно расшифровал свой конспект, что полностью не
исключается.
Эти правила практически не имеют
исключений. Поэтому
каждое добавление к слову суффикса или другого корня при
образовании
сложных слов меняет ударение.
В поэтической речи, которая имеет
гораздо большее
значение в Q, чем в каком-либо из наших языков, являясь
особой,
очень важной и неотъемлемой частью культуры речи и
письма, как
бы особой сигнальной подсистемой эльфов, существовала
своя система
ударений. В длинных многосложных словах первый слог или
слоги,
следующие через один к началу от ударного, принимали
вторичное
ударение - побочное или мелодическое Пример: O'romardi,
O'maryo.
Ударение, противу всяких правил, может падать и на
последний слог
- если он в конце поэтической строки.
Именно вот это необычайно большое
количество исключений
из правил, делающееся для поэтической речи, и наводит
меня на
мысль, что поэзия, рифмованная и ритмическая речь имели у
эльфов,
как и у некоторых человеческих народов, хотя трудно
будет вспомнить
такой народ вот так вот, с кондачка, исключительную
важность и
совсем особый статус. Вполне возможно и даже скорее
всего, что
такая речь имела магическую силу и была связана со
всякими астрал-
ментальными делами. Эта область абсолютно пока нами не
исследована
- и, может быть, слава Валарам. Имея дело с эльфами,
будьте готовы
ко всему. От этих эльфов всего можно ожидать.